РИА Рейтинг - 18 окт. Вышедшие из недр системы уполномоченных банков и Госбанка СССР, после 20 лет самостоятельного развития банковские секторы стран СНГ представляют собой довольно пеструю картину. Выбранные стратегии развития оказались достаточно различными, впрочем, значительную роль играли и экономические условия. В конечном итоге, если в ряде стран СНГ банки превратились в мощные национальные и региональные финансовые структуры, то в других – банки безуспешно пытаются привлечь слабые ручейки денежных поступлений от трудовых мигрантов.
Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование сложившихся на территории стран СНГ банковских систем для того, что бы определить существующие в них различия, причины появления этих различий, а также вероятный вектор развития банковских систем стран СНГ в среднесрочной перспективе. Также важной целью исследования было определение масштабов и потенциала трансграничной экспансии банковского капитала в рамках СНГ.
Как следует из результатов анализа, наиболее мощным банковским сектором на просторах СНГ обладает Россия, которая после развала СССР пошла по пути сохранения доминанты государственных банков в экономике, постепенно встраивая их в рыночную экономику. При этом в последние годы декларируется стратегическая цель – приватизация крупнейших национальных финансовых институтов и тем самым значительное сокращение присутствие государства в банковском секторе. Развитость российского банковского сектора проявляется, в том числе в экспансии на внешние рынки – многие крупнейшие банки России имеют дочек в странах СНГ и даже в странах дальнего зарубежья.
Казахстан и Азербайджан также как и Россия имеют мощные источники притока денежных ресурсов благодаря сырьевому сектору, однако в этих странах была сделана ставка на создание крупных национальных частных банковских холдингов. При определенной схожести стратегий развития банковских секторов Казахстана и Азербайджан наблюдаются значительные различия. В целом Казахстан продвинулся намного дальше Азербайджана на пути создания развитой банковской системы.
На Украине центральную роль в банковском секторе играет иностранный и национальный частный капитал. После массового прихода западных инвесторов на рынок Украины в 2005-2008 годах в последние годы произошло разочарование западных инвесторов, и сейчас наблюдается явная тенденция оттока западного капитал и соответственно притока российского.
В Беларуси и Узбекистане, как и в России, основную роль в банковском секторе играет государственный капитал. Однако в Беларуси и Узбекистане уровень рыночной независимости банков крайне невысок, таким образом, роль государства значительно выше, чем в России. Банки в этих двух странах фактически выполняют функцию агентов финансовой политики Правительства.
Армения, Грузия, Молдова ввиду ограниченности ресурсов в национальных экономиках сделали упор в развитии банковского сектора на иностранных инвесторов и привлечение в банки средств, получаемых денежных переводов мигрантов. Учитывая небольшой объем доступного фондирования для банков этих стран можно отметить неплохой уровень использования существующих возможностей.
Банковские системы Таджикистана и Кыргызстана находятся на начальном уровне развития и демонстрируют слабую способность аккумулировать денежные трансферты мигрантов, являющиеся основным генератором валютных ресурсов для этих стран. Вряд ли в ближайшие годы в этих странах произойдет существенное улучшение ситуации в банковской сфере, возможны только отдельные локальные успехи.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, в среднесрочной перспективе в СНГ будет наблюдаться увеличение темпов экспансии кредитных организаций в соседние страны. Россия, контролирующая свыше 80% активов банковских систем СНГ, скорее всего, будет выступать основным экспортером банковского капитала. Также весьма вероятно приход банковского капитала из других стран СНГ в сопредельные государства. В целом же в ближайшее время тенденция взаимопроникновения банковских систем СНГ усилится.
Как показали результаты исследования, в банковских системах ряда стран СНГ накоплен значительный объем системных рисков, поэтому в ближайшее время банковские кризисы в государствах Содружества весьма вероятны.