РИА Рейтинг – 18 сен. Машиностроение продолжает оставаться в числе лидеров среди промышленных отраслей по темпам роста производства. По итогам первого полугодия 2024 года, согласно данным МЭР, рост машиностроительного производства составил в годовом сравнении 22,0%. За последние пятнадцать лет более высокие показатели в первом полугодии были получены только в посткризисных 2010 и 2021 годах за счет «отскока» от низких показателей предыдущих лет.
Высокие показатели текущего года также можно объяснить фактором низкой базы в некоторых машиностроительных отраслях – например, в автомобилестроении, которое довольно сильно просело в 2022 году и пока не достигло прежнего уровня. Темп роста в автомобилестроении (производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, ОКВЭД 29) был выше 20% в отчетном периоде. При этом суммарное производство основных видов автомобильной техники (легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов) составило в январе-июне 2024 года 438,5 тыс. единиц, что на 52,4% больше, чем в январе-июне 2023 года, но почти вдвое меньше, чем в январе-июне 2021 года.
Самый высокий темп роста из машиностроительных отраслей, как и в прошлом году, получен в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26) – более чем на треть. В немалой степени такой результат обусловлен увеличением спроса на приборы и электронику со стороны Министерства обороны РФ.
Также за счет повышенного спроса со стороны Минобороны более чем на 20% выросло производство прочих транспортных средств и оборудования (ОКВЭД 30). В том числе производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования (ОКВЭД 30.3) выросло в первом полугодии на 30,2%.
Однако отметим, что во втором квартале, при очень неплохом результате в целом, в некоторых отраслях и подотраслях машиностроения стали проявляться признаки замедления роста и даже спада. В немалой степени это обусловлено тем, что резкое ужесточение денежно-кредитной политики Центробанка все же не могло быть абсолютно безболезненным. Большая часть машиностроительной продукции приобретается на заемные деньги – как физическими, так и юридическими лицами. Поэтому спрос на нее в значительной степени зависит от стоимости кредита.
Также среди негативных факторов, оказывавших сдерживающее влияние на динамику производства в отрасли, следует выделить дефицит квалифицированных кадров, дорожающие материалы и транспортные расходы.
Кроме того, в 2024 году, после того как США стали применять механизм вторичных санкций обострились проблемы с денежными транзакциями из дружественных стран, которые усложнили поставки импортных комплектующих.
Плюс к этому в числе негативных факторов отметим нарастающую конкуренцию со стороны китайских производителей, которые активно заполняют на рынке позиции, оставленные западными компаниями, и при этом теснят аналогичную российскую продукцию за счет более низких цен.
Наихудшую динамику среди машиностроительных отраслей продемонстрировала отрасль «производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» (ОКВЭД 28) – спад на 2,8% по сравнению с первым полугодием прошлого года. При этом отметим, что еще в первом квартале динамика производства здесь была положительной (рост на 2,5% в годовом сравнении), тогда как во втором квартале произошло снижение на 7,1%. Причем спад по итогам полугодия произошел в трех из пяти подотраслей данной отрасли – в станкостроении (ОКВЭД 28.4), в производстве прочих машин и оборудования общего назначения, (ОКВЭД 28.2) и в производстве прочих машин и оборудования специального назначения (ОКВЭД 28.9).
Также довольно низкий темп роста наблюдается в сельскохозяйственном машиностроении (ОКВЭД 28.3) – рост производства всего на 1,4% по итогам полугодия. При этом во втором квартале производство в подотрасли снизилось на 6,5%. Сельскохозяйственное машиностроение стало единственной среди машиностроительных подотраслей, где зафиксирован спад отгрузки продукции в номинальном выражении – на 6,2% до 125 млрд руб. При этом с учетом производственной инфляции снижение отгрузки было еще глубже – на 8,9%. Одной из главных является ухудшение инвестиционного потенциала потребителей из-за низких цен на сельхозпродукцию. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве снизились в 2023 году на 6,8%, а в первом полугодии текущего года – также на 6,8%.
Из числа других негативных проявлений, отмечаемых в последнее время в машиностроении, эксперты РИА Рейтинг выделяют начавшееся снижение продаж грузовых автомобилей, а также слабую динамику производства по некоторым видам дорожно-строительной техники, что во многом обусловлено высокими процентными ставками и замедлением роста строительных работ.
Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что в дальнейшем темпы роста в машиностроении будут снижаться. Тем не менее прогноз по темпам роста производства машиностроительного комплекса в 2024 году сохранен на уровне 10%.
Более подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении за первое полугодие 2024 года, и прогнозы на весь 2024 год Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2024 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 49 страниц формата А4, включая 20 графиков и 18 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, МЭР, Минпромторга, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
Центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» – один из ведущих аналитических центров России, ведущий свою историю с 2011 года, специализируется на оценке финансово-экономического положения стран, регионов, компаний, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности РИА Рейтинг являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, других экономических субъектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»