МОСКВА, 16 июн - РИА Новости. По расчетам экспертов «РИА-Аналитика», агрегированный прирост производства в трех машиностроительных отраслях в I квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 33.9%.
Как отмечается в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги I квартала 2011 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», максимальный вклад в прирост производства машиностроительного сектора в I квартале 2011 года внесли автомобилестроители – почти 50%. Это, в первую очередь, связано с реализуемой правительством программой утилизации автомобилей, которая позволила поддержать продажи отечественных автомобилей в период активной фазы кризиса. В I квартале 2011 года объем производства легковых автомобилей достиг исторического рекорда.
Также высокие темпы роста в I квартале 2011 года демонстрировало железнодорожное машиностроение – в основном за счет рекордных объемов производства магистральных электровозов и грузовых вагонов. Рост производства грузовых вагонов обусловлен острым дефицитом этой техники, который сохраняется после либерализации рынка железнодорожных перевозок и появления большого количества независимых операторов.
Вместе с тем, энергетическое машиностроение, которое в 2010 году существенно наращивало производство, в начале текущего года заметно снизило темпы роста, а по некоторым товарным позициям стало сокращать выпуск. Отчасти это обусловлено циклическим сокращением производства крупного энергетического оборудования, а также, возможно, запоздалым влиянием кризиса на эту отрасль.
Начало в 2011 года отмечено заметным ухудшением динамики в авиастроении. За I квартал 2011 года, согласно данным Росстата, был произведен только один гражданский самолет. Производство гражданских вертолетов также достигло минимального значения последних лет, снизившись по сравнению с I кварталом прошлого года почти вдвое. Впрочем, несмотря на негативный результат I квартала, по итогам 2011 года в гражданском авиастроении ожидается рекордный результат, который во многом будет обеспечен планируемым выпуском нескольких самолетов Sukhoi Superjet 100.
Вместе с тем, несмотря на оптимистические прогнозы на 2011 год в отношении выпуска самолетов, фундаментальные проблемы авиастроения по-прежнему остаются нерешенными. Фактически речь идет о росте выпуска модификаций техники, разработанной в большинстве своем еще в советские годы, за редким исключением, к числу которых относится проект Sukhoi Superjet 100. Отставание в области авиационного двигателестроения, авионики, использовании композиционных материалов, технологической базы, существенно сдерживает конкурентный потенциал в области самолетостроения. Решить проблему можно путем увеличения госфинансирования отрасли и усиления контроля за использованием выделенных средств, а также создания благоприятных условий для притока инвестиций и кадров. В противном случае, в перспективе существует опасность потери как внутреннего, так и внешнего рынка.
Худшую динамику по итогам квартала продемонстрировали судостроители. Спад производства в гражданском судостроении по сравнению с январем-мартом прошлого года составил более 50%. Такой результат можно объяснить тем, что на завершающую стадию работ вышли несколько крупных проектов, которые до последнего времени имели значительную долю в общем объеме производства в гражданском судостроении.