РИА Рейтинг – 30 апр. Прошедший год усилил позиции России в табели о рангах мирового автопрома. Об этом свидетельствует рейтинг автомобилестроительных стран мира, подготовленный экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основании данных Международной организации автопроизводителей (OICA) и статистики ООН, по итогам 2012 года.
Рост по всем позициям
По производству автомобилей на душу населения (включая грузовые автомобили и автобусы) Россия по итогам 2012 года заняла 23-е место в рейтинге с показателем в 15.6 автомобилей на 1 тыс. жителей. Еще год назад наша страна занимала только 27 строчку рейтинга с примерно 14 автомобилями на 1 тыс. жителей. Таким образом, за прошедший год Россия обошла в рейтинге Турцию, Португалию, Иран и китайскую провинцию Тайвань. Вероятно, в будущем году при сохранении текущей конъюнктуры нашей стране удастся обойти ближайших соседей по рейтингу Румынию, Бразилию и Польшу.
Лидирует в рейтинге Словакия с производством на уровне 164 автомобиля на 1 тыс. жителей. Годом ранее это государство, где находятся крупные заводы Volkswagen и Kia, также являлось крупнейшим мировым производителем легковых автомобилей в расчете на 1 тыс. населения. На втором месте расположился еще один «вассал» немецкого автопрома - Чехия, где в прошедшем году было выпущено 111.6 автомобиля на одну тысячу населения. Замыкает первую тройку Южная Корея с показателем в 93.8 автомобиля. В пятерку лидеров входят также Япония и ориентированная на американские концерны Канада.
По производству исключительно легковых автомобилей Россия, по расчетам РИА Рейтинг, по итогам 2012 года заняла 19 место против 26-го годом ранее с почти 14 автомобилями на 1000 жителей, произведенными в 2012 году. России за год удалось оторваться от преследовавших ее США и Китая, вплотную приблизившись к Польше и Австрии. Лидируют по этому показателю те же страны, что и по выпуску всех типов автомобилей.
Возможно менее любопытным показателем в силу его очевидности, но более важным с точки зрения влияния на мировой рынок является абсолютное производство автомобилей. По итогам 2012 года Россия по этому показателю с производством на уровне 2232 тыс. шт. поднялась на 11 место против 12-го по итогам 2011 года и 14-го по итогам 2010-го. Лидирует в рейтинге согласно данным OICA Китай - 19272 тыс. шт. США – 10239 тыс. шт. и Япония - 9943 тыс. шт. В пятерке лидеров рейтинга также Германия и Южная Корея.
По выпуску легковых автомобилей в абсолютно выражении лидируют Китай, Япония и Германия. Россия с 1969 тыс. легковых автомобилей занимает 8 место против 10-го годом ранее. По объему выпуска легкового автотранспорта за год России удалось опередить Францию и Испанию, опережавших нашу страну еще год назад.
По темпам прироста выпуска автомобилей Россия с 12% роста находится на 11 месте в мире, по легковым автомобилям занимает 10-е место. Из мировых лидеров более высокий прирост в прошлом году был зафиксирован у США и Японии.
Емкий рынок
Достаточно примечателен показатель разницы между объемом производства автомобилей и объемом продаж новых автомобилей в стране. В определенной степени он свидетельствует о недостаточности возможностей собственного автопрома удовлетворить потребности населения страны. По итогам года лидером по этому показателю среди автопроизводящих стран стали США с отрицательной разницей между производством и покупками новых автомобилей в 4.5 млн. машин. Второе место заняла Россия с «дефицитом» в 910 тыс. машин, на третьем находится Австралия с 902 тыс. автомобилей. По легковым автомобилям картина схожа – лидируют по отрицательному сальдо США, однако Россия находится на третьем месте, а второе место занимает Италия.
Самыми избыточными странами в плане производства автомобилей, в том числе и легковых, стали мировые лидеры автопрома, активно экспортирующие свою продукцию, - Япония, Южная Корея и Германия.
В расчете на 1 тыс. жителей потенциально наиболее сильна зависимость от импортного автопрома у Австралии, Нидерландов и Австрии, менее всего – у Словакии, Чехии и Южной Кореи.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2013 году Россия также может улучшить свои позиции в рейтинге, но вряд ли скачок вверх будет существенным, так как в текущем году динамика производства автомобилей в силу разных причин ухудшится. Во всяком случае, темп роста производства автомобилей уже не будет характеризоваться двузначной цифрой. Как показывают оперативные данные Росстата, по итогам I квартала рост производства легковых автомобилей составил всего 3.3%, тогда как производство грузовых автомобилей сократилось почти на 10%.
Впрочем, осложнение ситуации на мировом рынке автомобилей сейчас почти повсеместное. Так, в Германии продажи по итогам первого квартала сократились на 13%, во Франции – на 15%, в Японии – на 16%. Положительную динамику из крупных рынков демонстрируют только Китай и США, но и у них темпы роста сокращаются.
Рейтинг автомобилестроительных стран по итогам 2012 года в pdf-формате.