РИА Рейтинг - 7 авг. Ситуация с долговой нагрузкой регионов в первом полугодии 2012 года в целом несколько улучшилась. Согласно данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ на 1 июля 2012 года составил 1117.5 млрд руб., что на 4.6% меньше, чем на 1 января 2012 года.
На фоне общего снижения динамика долга в конкретных регионах в первом полугодии текущего года существенно различается. Если одни регионы сократили свою задолженность, то другие, наоборот увеличили, причем в ряде случаев довольно существенно. У некоторых субъектов РФ объем госдолга в настоящее время превышает объем собственных годовых доходов бюджета, притом, что согласно статье 107 Бюджетного кодекса РФ, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Это дает основания усомниться в сбалансированности долговой политики ряда регионов и позволяет говорить о снижении их возможностей по качественному обслуживанию долговых обязательств. Стоит заметить, высокий уровень долга сам по себе не является однозначным свидетельством предбанкротного состояния того или иного региона, поскольку здесь важно не только абсолютное значение, но его временная структура и соотношение требуемых в определенные отрезки времени выплат и возможностей бюджета. Но в тоже время достаточно очевидным является тот факт, что регионы с высокой долговой нагрузкой ближе к дефолтной ситуации, чем остальные.
Для определения уровня сложившейся долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который показывает картину распределения региональных долгов и их динамику в первом полугодии 2012 года. В рейтинге использовались данные Минфина о долговых обязательствах, отраженных в государственных долговых книгах субъектах РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга к доходам регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2011 год.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ, долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: государственным ценным бумагам субъекта РФ, бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, государственным гарантиям субъекта РФ. Как показал анализ, основную долю в структуре долга в настоящее время занимают бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы, это главным образом бюджетные кредиты Минфина по низкой ставке, которые выступили спасительной мерой для регионов в период кризиса, и государственные ценные бумаги (облигации). В то же время в ряде регионов, в которых активно реализуются инвестиционные процессы, значительную долю в структуре долга имеют и госгарантии.
В среднем отношение госдолга регионов на 01.07.2012 г. к объему собственных доходов за 2011 год находится на относительно высоком уровне – 38%, причем диапазон изменения этого показателя достаточно широк – от 0% в Ненецком АО до 179% в Республике Мордовия. Примечательно, что Мордовия уже достаточно продолжительное время занимает позиции региона с очень высокой долговой нагрузкой, и маловероятно, что в ближайшее время ситуация радикально изменится к лучшему. В 2012 году, согласно Программе государственных внутренних заимствований региона, долг Республики Мордовия, составляющий в настоящее время 20.26 млрд руб., вырастет на 2.8 млрд руб, в 2013 году – еще на 1.86 млрд. руб.
В число регионов с самой высокой долговой нагрузкой входят также: Республика Северная Осетия-Алания – отношение госдолга к собственным доходам бюджета за 2011 год составляет 117%, Костромская область – 97% и Саратовская область – 92.2%. Как и Республика Мордовия, эти регионы не новички в группе аутсайдеров рейтинга – по итогам как 2010 года, так и 2011 года эти субъекты РФ входили в число самых обремененных долгами регионов. По мнению экспертов РИА Рейтинг, для изменения ситуации, без помощи федерального центра и без ужесточения в области бюджетного планирования здесь не обойтись.
В первую десятку регионов с минимальным уровнем долга входят все основные нефтегазовые регионы страны – Тюменская область, ЯНАО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, Сахалинская область, что в целом вполне объяснимо – мощные доходные базы бюджетов этих субъектов РФ позволяют не только обеспечивать собственные потребности, но и существенным образом питать бюджет страны.
Согласно результатам рейтинга, большинство регионов в последнее время стремится сокращать свою долговую нагрузку. За первое полугодие 2012 года объем государственного долга сократился в 52 регионах, вырос – в 25-ти, а в 6-ти – не изменился. Причины существенного изменения госдолга могут быть совершенно различными – у одних регионов это низкая база, то есть небольшой по величине долг ранее, у других – острая нехватка средств для реализации принятых на себя обязательств, порой завышенных.
Наиболее существенный рост государственного долга в первом полугодии зафиксирован в Республике Ингушетия – более чем в 2.5 раза и в Чукотском АО – более чем в 2 раза. Правда, несмотря на самый высокий темп рост госдолга у Республики Ингушетия, уровень долговой нагрузки региона, выраженный в отношении госдолга к доходам бюджета без учета безвозмездных перечислений (или собственным доходам), невысок, составляет лишь 6% и имеет запас дальнейшего роста. Этого нельзя сказать о Чукотском АО, у которого это отношение приближается к 50%. Весьма ощутимый рост госдолга в первом полугодии продемонстрировали так же Волгоградская и Белгородская области, у которых увеличение составило 38% и 29% соответственно.
Лидерами по снижению госдолга являются Сахалинская область – 42.2%, Иркутская область – 38.3%, Чувашская Республика – 37.3%. Причем у Сахалинской области и Иркутской области уровень долговой нагрузки и без снижения находился на невысоком уровне.
В оставшуюся вторую половину года, по мнению Генерального директора РИА Рейтинг Валерия Третьякова, роста долговой нагрузки у большинства регионов не произойдет, но и основные должники также радикально ее не снизят. Понимая, что уровень долговой нагрузки и так находится на высоком уровне, а руководство страны уделяет сейчас большое внимание на этой проблеме, региональные власти будут очень взвешенно подходить к проблеме заимствований.
Что касается среднесрочной перспективы, то в условиях плавного сокращения бюджетных кредитов Минфина по льготным ставкам, что предусмотрено Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг, у регионов есть два основных пути осуществления заимствований: либо выходить на рынок облигаций, который в вряд ли в ближайшие годы благоприятен на фоне кризиса, либо прибегать к кредитованию со стороны банков, которые проблемы с ликвидностью у которых сохраняться. То есть источники заимствований для регионов достаточно ограничены, и после сведения на нет бюджетных кредитов в 2014 году (установлен лимит в 20 млрд. руб), проблема станет довольно острой.
Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки в pdf-формате >>