РИА Рейтинг – 18 июл. С древнейших времен человек ищет возможности продлить свою жизнь. Сегодня, благодаря техническому прогрессу, многие рассматривают пути к бессмертию не среди внутренних ресурсов организма, а в результатах всевозможных разработок, привлекается помощь науки и техники. В связи с этим увеличивается количество исследований, растет производство всевозможных лекарств. Согласно данным, опубликованным исследовательским агентством «IMS Health», в 2012 году объем мирового фармацевтического рынка составил порядка 1 трлн долл., что примерно равняется половине ВВП России, кроме того этот рынок продолжает быстро расти. Потенциал и значимость фармацевтического рынка огромна. При этом почти половина объема фармацевтического рынка – это экспорт продукции. С целью определить, кто играет ведущие роли на мировом рынке лекарств, а также какое место занимает на нем Россия, эксперты РИА Рейтинг подготовили рейтинг крупнейших стран-экспортеров фармацевтической продукции по итогам 2012 года.
Мировые лидеры фармацевтического рынка
Согласно результатам рейтинга, составленного экспертами «РИА Рейтинг» по статистическим данным Всемирного банка и United Nations Commodity Trade Statistics Database за 2012 год, Германия лидирует по экспорту фармацевтической продукции с объемом экспорта почти 67 млрд долларов США. Доля экспорта фармацевтической продукции Германии составляет около 30% от поставки за рубеж всех химических продуктов страны, но из-за диверсифицированной структуры внешней торговли в общем товарном экспорте эта доля невелика - всего 4%. Производство фармацевтической продукции в Германии развивается по типичной модели развитых стран – большое значение уделяется новым исследованиям и разработкам. К примеру, только в 2011 году в НИОКР в области фармацевтики в этой стране было инвестировано около 10.5 млрд евро.
Второе место в рейтинге стран по экспорту фармацевтической продукции занимает Швейцария. Экспорт фармацевтической продукции в этой стране в прошлом году достиг 54 млрд долл. Фармацевтика - безусловный лидер швейцарской промышленности. Позиции Швейцарии особенно сильны в производстве жаропонижающих препаратов, витаминов, противоракового интерферона, лекарственных средств для лечения СПИДа. Характерным для швейцарского химпрома является и высокий уровень расходов на НИОКР. По такому показателю, как процент затрат на НИОКР от доходов швейцарская Hoffmann-La-Roche с 32% является второй фармацевтической компанией в мире после американской Pfizer (35%), а в абсолютных значениях затрат на исследования швейцарские компании безусловно лидируют. Каждый четвёртый швейцарский франк, затрачиваемый на исследовательские разработки и инновации, относится к фармацевтической промышленности.
На третьем месте в рейтинге находится Бельгия с объемом экспорта фармацевтической продукции в 44 млрд долл. Столь высокие позиции страны объясняются тем, что такие крупные компании, как Pfizer и GSK, полностью перевели в Бельгию производство вакцин, составляющих большую часть экспорта фармпродукции страны. Кроме того, специализацией Бельгии можно назвать реэкспорт фармацевтической продукции, включающий в себя как обработку изначальной продукции, так и сортировку и переупаковку. Это подтверждает также и большой объем импорта фармацевтической продукции.
США, занимающие в рейтинге 4 место, несмотря на масштабный перенос производства американскими фармацевтическими гигантами в другие страны, продолжают играть весьма важную роль на мировой арене торговли фармацевтикой. Зачастую именно эта страна является «законодателем мод» в сфере производства и торговли фармацевтической продукцией, можно отметить введение трех стадий клинических испытаний, или государственную стимуляцию производства лекарств от редких болезней. Среди 50 крупнейших фармацевтических компаний мира, по данным агентства Current Partnering, 18 – американские.
Пятерку лидеров замыкает Франция, которая, с размером экспорта фармацевтики в 34 млрд долл., наряду с прочими развитыми европейскими странами, разрабатывает и поставляет на мировой рынок большое количество лекарств, косметических средств и прочей подобной продукции.
В целом неудивительно, что в первую двадцатку рейтинга входят преимущественно развитые Европейские страны. Это объясняется тем, что производство фармацевтики связано с большими затратами на исследования, разработки новых лекарственных средств. Кроме того, зачастую, сам процесс производства фармацевтической продукции требует высоких расходов на технику, квалифицированные кадры и т.д.
Россия в рейтинге по экспорту фармацевтической продукции занимает лишь 36-е место. Экспорт российской фармацевтики сравнительно невелик (около 600 млн долл. – в 100 раз меньше, чем у Германии). При этом, на каждый 1 доллар, полученный от экспорта фармацевтической продукции страны, по итогам 2012 года приходится 21 доллар импорта. Это говорит о том, что стране не хватает внутренних исследовательских разработок в этой области, чтобы в должной мере удовлетворять внутренние потребности в лекарствах и прочей фармацевтической продукции.
«Сборочные площадки» для лекарств
При рассмотрении позиций стран по доле экспорта фармацевтической продукции в общем экспорте можно установить, что лишь у небольшого количества государств продажи фармацевтической продукции занимают значительное место в общем экспорте всех промышленных товаров.
Первое место по доле фармацевтики в экспорте по расчетам экспертов РИА Рейтинг занимает Ирландия с объёмом экспорта в 23% от всего товарного экспорта страны. В Ирландии расположено множество предприятий крупнейших производителей фармацевтической продукции, таких, как Pfizer, Merck & Co., Novartis, GlaxoSmithKline, кроме того ряд компаний по изготовлению медицинского оборудования. Всего в этой небольшой стране работает порядка 150 предприятий, связанных с фармацевтическим производством. При этом только примерно треть из них – это местные производители. Они выполняют заказы зарубежных производителей, а также выпускают витамины, дженерики и биологически активные добавки. Несмотря на то, что для Ирландии не характерны собственные исследования, эта страна, выступая в роли производственной площадки, является своеобразным «Китаем фармацевтики». Сходная модель наблюдается и у ряда других стран, например Индии. В конкурентной борьбе индийские компании используют различные стратегии, в частности, концентрацию своих усилий на различных региональных растущих рынках, производство дженериков, а также предоставление аутсорсинговых услуг.
Второе место с большим отрывом от лидера занимает Швейцария с долей в 16%. Химическая промышленность (и фармацевтика, как её часть) традиционно является одной из важнейших отраслей промышленности Швейцарии. Далее следует Бельгия с долей экспорта фармацевтики в 14%. Около двадцати международных компаний избрали Бельгию для создания своих производственных баз не только для обеспечения продукцией внутреннего рынка, но также для обеспечения рынков других стран.
Удельный экспорт фармацевтики: печальные позиции России
Если рассматривать страны по экспорту фармацевтики на душу населения, то первую тройку рейтинга по данному показателю составят Швейцария (7.1 тыс. долларов), Ирландия (6.5 тыс. долларов) и Бельгия (4.2 тыс. долларов), что также подтверждает их значение в торговле фармацевтической продукцией на мировой арене. США и Германия при этом, имея существенный экспорт фармацевтической продукции (40 и 67 млрд долл соответственно) в абсолютном выражении, благодаря хорошей диверсификации и большому объему их экономик, занимают не слишком высокие позиции по данному показателю. Примечательно, что 4 место занимает Сингапур, который относится к так называемым «восточноазиатским тиграм», что характеризует быстрый подъем экономики до уровня, сопоставимым с уровнем развитых стран. Вся фармацевтическая отрасль этой страны сегодня занимает более 16 % от общего промышленного производства, а экспорт превышает российский в 10 раз.
За счет ориентированности на экспорт, пятое место по экспорту фармацевтической продукции на душу населения занимает Словения. Ведущая словенская фармацевтическая компания «KRKA» относится к крупнейшим компаниям-производителям дженериков в Европе и поставляет продукцию во многие страны мира. Компания быстро выросла в значительного игрока на восточноевропейском рынке за счет ряда успешных поглощений. Ключевые для словенской фармацевтической продукции зарубежные рынки – Хорватия, Польша и Россия. Для сравнения, российский экспорт фармацевтики на душу населения (почти 4.5 долл.) в 300 раз меньше, чем у Словении и в 1600 раз меньше чем в Швейцарии.
Доля фармацевтического экспорта России в общем товарном экспорте также низка и составляет лишь 0.1%, что в целом не удивительно. Для развития российской фармацевтической отрасли, в том числе увеличения доли экспорта, по мнению экспертов РИА Рейтинг, необходимо найти сочетание моделей производства фармацевтики развитых западных и развивающихся восточных стран. Разумным может быть предоставление российских производственных мощностей для крупных иностранных компаний, более масштабное изготовление дженериков и одновременно с этим увеличение расходов на НИОКР и инновации. Это в конечном итоге позволит российской фармацевтической отрасли вступить в конкуренцию на европейском рынке, но только в тех сегментах, в которых мы еще не безнадежно отстали.