РИА Рейтинг – 19 сен. Как и для многих других промышленных отраслей, изменение экономических условий в 2022 году в связи с западными санкциями, введенными против России, стало для отечественного машиностроительного комплекса тяжелым испытанием. Массовый исход из совместных предприятий иностранных компаний, ограничения импорта технологий и комплектующих, разрывы наработанных логистических цепочек, трудности с проведением трансграничных платежей, девальвация рубля – все это на некоторое время существенно осложнило деятельность машиностроительного сектора и даже привело к остановке отдельных предприятий. В результате, согласно обновленной оценке МЭР, в 2022 году объем машиностроительного производства сократился на 5,7%.
Тем не менее, кризис продолжался недолго, и машиностроительный комплекс довольно быстро восстановил положительную динамику. Уже по итогам первого квартала 2023 года рост производства в пяти машиностроительных отраслях (ОКВЭД 26-30 по классификации Росстата) составил в годовом сравнении 3,5%, а во втором квартале – 32,0%. В результате по итогам первого полугодия 2023 года рост составил 14,1%, что стало одним из лучших показателей за многолетний период и лучшим показателем среди всех отраслей обрабатывающего сектора промышленности.
В немалой степени высокий результат второго квартала обусловлен фактором низкой базы, так как именно во втором квартале прошлого года экономика России испытывала максимальные трудности, а машиностроительный сектор тогда снизил производство на 8,7%. В наибольшей мере этот фактор повлиял на автомобилестроительную отрасль, которая во втором квартале прошлого года практически остановилась.
Помимо фактора низкой базы, восстановление положительной динамики произошло по ряду других причин. Прежде всего, стала улучшаться общая экономическая ситуация в стране. ВВП РФ вырос во втором квартале в годовом сравнении на 4,9%, строительные работы – на 9,8%, инвестиции в основной капитал – на 12,6%, заработная плата – на 11,4%. Все это опосредованно или напрямую положительно повлияло на динамику машиностроительного производства.
Кроме того, возобновили свою деятельность многие предприятия, которые снизили или даже остановили производство в прошлом году. В том числе запущены некоторые предприятия, принадлежавшие ранее западным компаниям.
Также на результат повлияло резкое падение импорта готового оборудования и техники из западных стран в связи с санкциями. Недостающий импорт отчасти был замещен поставками из дружественных стран, а отчасти – увеличением производства отечественных предприятий. Иными словами, в условиях форс-мажора мощный импульс получил фактор импортозамещения.
Еще одним важным фактором является существенно увеличившийся после начала СВО спрос на машиностроительную продукцию со стороны Министерства обороны, причем не только на специализированную военную технику, но и на сопутствующую гражданскую продукцию – генераторы, тягачи, аккумуляторы, кабели и многое другое. Многие предприятия ОПК в 2023 году вышли на рекордные уровни производства.
Из пяти машиностроительных отраслей (ОКВД 26-30) только в одной динамика производства в первом полугодии 2023 года была отрицательной – в автотранспортном машиностроении (ОКВЭД 29). Спад в этой отрасли составил по итогам полугодия более десяти процентов, однако уже во втором квартале зафиксирован рост производства в годовом сравнении на 52,3%, что в немалой степени обусловлено фактором низкой базы, так как во втором квартале прошлого года из-за остановки многих автомобилестроительных предприятий производство в отрасли снизилось на 62,6%.
В четырех остальных отраслях динамика производства в первом полугодии была положительной. Самый высокий темп роста получен в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26) – почти на 30%, что в немалой степени обусловлено увеличением спроса на приборы, используемые в армии. Кроме того, на волне фактора импортозамещения выросло производство компьютеров и периферийного оборудования – в 2,4 раза до 65,3 млрд руб.
Также более чем на 20% выросло производство прочих транспортных средств и оборудования (ОКВЭД 30) и производство электрического оборудования (ОКВЭД 27).
Рост производства прочих транспортных средств и оборудования в первую очередь вызван увеличением спроса на транспортные средства оборонного характера. Кроме того, существенный рост отмечен в производстве железнодорожной техники (ОКВЭД 30.20) за счет активного увеличения загрузки железной дороги в восточном направлении и роста инвестиций со стороны РЖД.
Производство электрического оборудования выросло практически во всех его подоттраслях, за исключением производства бытовых приборов. В том числе на 54% выросло производство аккумуляторов и аккумуляторных батарей (ОКВЭД 27.20), что стало лучшим показателем в отчетном периоде среди всех подотраслей машиностроительного комплекса. В свою очередь, снижение производства бытовых приборов (ОКВЭД 27.50) произошло из-за закрытия многих предприятий, принадлежащих зарубежным компаниям. Впрочем и в этой подотрасли ситуация также постепенно налаживается. Так производство холодильников и морозильников выросло в первом полугодии на 7,9% до 1260,4 тыс. штук, тогда как производство стиральных машин снизилось на 21,7% до 1222,6 тыс. единиц.
Минимальный темп роста среди машиностроительных отраслей в отчетном периоде зафиксирован в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (ОКВЭ 28) – всего на 1,3% в годовом сравнении. В том числе во втором квартале производство в отрасли увеличилось в годовом сравнении на 5,9%. При этом среди всех подотраслей данной отрасли наилучшую динамику по итогам полугодия продемонстрировало станкостроении (ОКВЭД 28.40), где рост составил 31%, что обусловлено фактором импортозамещения и снижением зависимости от импортных комплектующих. Вместе с тем сохраняется отрицательная динамика производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОКВЭД 28.3), однако и в этой подотрасли ситуация существенно улучшилась во втором квартале. В частности, производство тракторов достигло десятилетнего максимума.
Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что в дальнейшем все вышеперечисленные факторы, которые содействовали восстановлению роста машиностроительного производства, будут по-прежнему оказывать положительное влияние. В том числе это касается роста инвестиционного спроса на технику и оборудования промышленного и коммерческого назначения, а также восстановление спроса на машиностроительную продукцию потребительского рынка – на автомобили, бытовую электронику. Немаловажное значение будет по-прежнему иметь фактор импортозамещения, так как в условиях изоляции со стороны стран Запада перед российскими производителями открываются новые широкие просторы для деятельности.
При этом ряд факторов будут оказывать сдерживающее влияние. Так, одной из острейших проблем машиностроительного комплекса в настоящий момент является дефицит квалифицированных кадров, особенно обострившийся на фоне снижения безработицы в России, которая в последние месяцы достигла рекордного минимума (3%).
Также негативное влияние будет оказывать ожидаемый рост процентных ставок по кредитам в связи с ужесточением Центробанком денежно-кредитной политики из-за увеличения инфляционных рисков. Большая часть машиностроительного оборудования приобретается в лизинг, ставки по которому уже начали расти в последнее время.
Кроме того, нарастающее инфляционное давление происходит в том числе в плоскости увеличения цен на материалы – металлы, полимеры, строительные материалы, что сказывается на себестоимости машиностроительной продукции. В условиях нарастающей конкуренции со стороны китайских производителей оборудования этот фактор приобретает большое значение. В этой же связи следует как отдельный фактор выделить агрессивное вторжение на российский рынок китайской техники, которая зачастую торгуется в России по сниженным ценам. В первом полугодии импорт китайской техники по некоторым позициям вырос в разы.
В целом по итогам 2023 года эксперты РИА Рейтинг ожидают роста машиностроительного производства не менее чем на 10%.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения в первом полугодии 2023 года и прогноз на весь 2023 года приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2023 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 45 страниц формата А4, включая 20 графиков и 16 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»