РИА Рейтинг – 31 авг. В современной России многие смогли реализовать советскую мечту – приобрести собственный легковой автомобиль. На своем пике, в 2012 году, российский авторынок стал вторым в Европе, когда по числу новых проданных машин мы уступали лишь Германии. В настоящее время по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 40 миллионов легковых автомобилей, что является вполне внушительной величиной, а во многих уголках страны дорожная инфраструктура уже не справляется с нагрузкой, и населенные пункты и многие трассы страдают из-за серьезных пробок.
При этом в последние два года из-за девальвации рубля, сжатия рынка автокредитования и кризиса в экономике россиянам все сложнее находить средства на приобретение автомобилей. Если в 2012 году в России было продано почти 3 миллиона новых машин, то в 2015 году лишь 1,6 миллиона, а по итогам семи месяцев 2016 года продажи автомобилей сократились еще на 14,4%. Таким образом, доступность новых автомобилей для жителей России снизилась в силу экономических причин.
Основной проблемой является относительно высокая цена автомашин, увеличившаяся из-за снижения курса рубля, возросшие расходы на бензин и страхование, а также зачастую высокие процентные ставки по автокредитам. Кроме того, очень большое влияние доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Поэтому в ряде субъектах РФ, несмотря на относительно приличную среднюю зарплату, доля семей с доходами, достаточными для приобретения автомобиля, может быть невысокой.
Для оценки региональных различий возможностей эксперты РИА Рейтинг провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.
Как показали результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем остается не очень высокой, несмотря на то, что в последние пять лет было продано более 12 миллионов новых автомобилей, причем многие из них продавались в кредит. При этом параметры доступности очень дифференцированы в географическом разрезе, причем с довольно широким разбросом в зависимости от большого количества факторов.
Как считался рейтинг
В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, смена резины и ряд других.
Предполагалось, что семья тратит на автомобиль 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум в регионе проживания. Для расчета учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу. Доля семей, для которых доступна покупка и содержание автомобиля, оценивалась на основе процентного распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Расчет проводился независимо для 9 по составу типов семей, а результирующая доля семей рассчитывалась как средневзвешенная доля из этих 9 типов.
Средние цены на автомобили, ставки по кредитам, стоимость страхования и стоимость бензина учитывались для каждого региона в отдельности.
Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.
Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.
Для многих новый автомобиль по-прежнему лишь мечта
Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 20 регионах менее 10% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 470 тысяч рублей. По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. Например: зачастую происходит отказ от необязательных страховок, обслуживание автомобиля осуществляется самостоятельно или в неофициальном сервисе, а также ограничивается дальность и частота поездок, чтобы меньше платить за бензин.
Ситуация в регионах-аутсайдерах, которые в основном представлены в рейтинге национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки.
Последнее место в рейтинги занимает Республика Ингушетия, где лишь 4,7% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 470 тысяч рублей. Второе место с конца у Республики Дагестан, где лишь немногим более 5% семей доступен новый автомобиль начального уровня. Тройку аутсайдеров замыкает Республика Крым – новые автомашины в нем могут себе позволить лишь 6,2% семей. Несмотря на то, что в Крыму не самые низкие зарплаты среди субъектов РФ, имеет место смещение их распределения в сторону низких значений, что и определяет невысокую доступность покупки новых авто. Учитывая положительную динамику развития полуострова, в среднесрочной перспективе ситуация с доходами населения может улучшиться, что позволит региону подняться в рейтинге.
Большая страна – большая дифференциация
В среднем в России доля семей, для которых доступно владение новым автомобилем, рассчитанная по методологии рейтинга, составила 19,5%, а средним по стоимости автомобилем– 6,6%.
Как показали результаты исследования, доступность покупки нового автомобиля в регионах сильно различается. Если у лидера рейтинга доля семей составляет более 56%, то у аутсайдера – в 12 раз меньше, а в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в 7 раз.
В целом такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.
Относительно хорошая доступность автомобилей наблюдается лишь в 15 регионах
Согласно результатам рейтинга, лишь в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить и содержать новый автомобиль. Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где зафиксированы достаточно высокие зарплаты.
В целом в 7 регионах более трети семей могут приобрести и обслуживать новый автомобиль (за 470 тысяч рублей), а среднестатистическая семья может себе позволить купить хотя бы подержанный автомобиль. В этом списке лидеров, в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий автономный округ – доля 56,3%, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 41,2%, Ненецкий автономный округ – 40,4%, Чукотский автономный округ – 39,3%, Сахалинская область – 38,4% и Магаданская область – 35,5%. При этом в этом списке среди северных регионов также расположилась Москва с долей 40,2%, которая заняла в рейтинге 4-ое место. В целом лидерство северных регионов не удивительно – высокие заплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта.
Еще в 8 регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится диапазоне 25-35%, что сравнимо с ситуацией в развитых странах. Среди второй группы лидеров помимо также северных регионов (Камчатский край, Республика Коми, Мурманская область и Республика Саха (Якутия)) можно выделить Санкт-Петербург, Московскую область и Ленинградскую область. Таким образом, в число лидеров полностью попали оба столичных региона, что в целом не удивительно.
Среди лидеров интересно посмотреть доступность не только недорогих, но и автомобилей премиум-класса, так как многие автомобилисты при своих доходах будут предпочитать приобретать более качественные и, самое главное, более статусные машины. В лидирующем регионе доля семей способных купить машину премиум-класса (стоимости более 5 миллионов рублей) составляет почти 7%, таким образом, в Ямало-Ненецком автономном округе семей, для которых доступна покупка дорогой машины, больше, чем доля семей, для которых доступна покупка дешевой машины в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Крым, Республике Дагестан и Республике Ингушетия. В целом в 16 регионах России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести автомобиль стоимостью дороже 5 миллионов рублей.
Доступность может расти только из-за роста доходов
Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, наибольший вклад в повышение доступности личного автотранспорта для россиян вносят высокие зарплаты. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны.
Также существенное влияние на доступность автомобилей может оказать радикальное снижение ставок по кредитам с одновременным ростом сроков кредитования. Однако уже сейчас многие автопроизводители субсидируют банковские ставки по кредитам на автомобили, поэтому значительного их снижения в среднесрочной перспективе, скорее всего, ожидать не стоит.
В среднесрочной перспективе возможно улучшение экономической ситуации, что будет сопровождаться ростом зарплат и соответственно повышением доступности автомобилей для россиян, что в конечном итоге может оживить рынок продажи новых машин.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.